Главная » Статьи » Разное |
Музыкотерапия
Лечение музыкой использовалось и используется до сих пор начиная с Древнего Китая, Древней индии, Древней Греции. Эскулап лечил громкими звуками трубы (играл сам для своих пациентов, страдавших радикулитом, а также другими болезнями нервной системы).
Виды музыкотерапии:
• Активная - терапевтически направленная, активная деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.
• Рецептивная предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью.
Она существует в трех формах: - Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия), - Реактивной (направленной па достижение катарсиса) - Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).
И.М. Сеченов, С.П. Боткин и И.П. Павлов пришли к выводу, что с помощью музыки регулируются асинхронные ритмы, появляющиеся в головном мозге, в частности, при стрессе.
Американские ученые установили, что под воздействием музыки у человека активизируются те же участки головного мозга, что и во время принятия пищи и «занятий любовью». •Музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы
•Оно есть всегда, даже если не осознается, может быть эмоциональным, ритмическим, когнитивным, «эффект массажа» •При музыкальном стимулировании в головном мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов (Эффект Моцарта) •Нейробиолог Г. Шоу (США) cоздавал с помощью компьютера модели группы "клеток” и проверял, что будет, если менять пути соединения этих "клеток” друг с другом. Обнаружил, что каждая схема соединений, порождает выходные сигналы иной формы и ритма, попытались их преобразовать и услышали «музыку» •Г. Шоу предположил, что если совершение мыслительных операций в мозге имеет "музыкальный” характер, то сама внешняя музыка, в свою очередь, способна влиять на мыслительную деятельность, возбуждая те или иные нейронные цепи. Мелодии, используемые в терапевтических целях:
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности
• Шопен "Мазурка", "Прелюдии",
• Штраус "Вальсы",
• Рубинштейн "Мелодии".
Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы
• Бах "Контата 2",
• Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
Для общего успокоения, удовлетворения
• Бетховен "Симфония 6", часть 2,
• Брамс "Колыбельная",
• Шуберт "Аве Мария",
• Шопен "Ноктюрн соль-минор",
• Дебюсси "Свет луны".
Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми
• Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
• Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
• Брукнер "Месса ля-минор".
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением
• Моцарт "Дон Жуан",
• Лист "Венгерская рапсодия" 1,
• Хачатурян "Сюита Маскарад".
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения
• Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
• Бетховен "Увертюра Эдмонд",
• Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
• Лист "Венгерская рапсодия"
Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе – adagio, andante. Мелодии со словами (песни, арии) влияют на детей сильнее, чем мелодии без слов. А "живое” пение действует на них сильнее записанного на диск или кассету вокально-инструментального исполнения.
Противопоказания:
• младенцам с предрасположенностью к судорогам; • детям в тяжелом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма; • детям, больным отитом; • детям, у которых внутричерепное давление. Колыбельные:
У кормящих мам, которые поют своим детям колыбельные песни, улучшается лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие в духовном плане отношения со своими детьми.
У матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения сглаживаются проявления токсикоза, существенно облегчается и течение беременности, и сами роды.
Колыбельные мелодии действуют лучше успокоительных препаратов на детей и взрослых. •В колыбельных песенках сначала детьми воспринимается ритм, затем мелодия и только затем смысл, поэтому, выбор колыбельной песенки (мелодия, язык исполнения, громкость, тембр и темп воспроизведения, авторство и т.п.) зависит от цели прослушивания, возраста и характера малыша.
•Для убаюкивания, создания трансового состояния лучше брать этническую песенку, с простым мотивом, петь ее медленно, как можно тише, низким голосом. Колыбельные песни для всех без исключения возрастных категорий слушателей несут в себе чувство защищенности, уверенности в себе и в близких, чувство спокойствия и согласия человека с собой и со всем окружающим миром.
Колыбельные песни важны в процессе овладения ребенком речью. Существует взаимосвязь между слушанием колыбельных песен в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте.
В колыбельных песнях зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти ребенка (дети, у которых генетическая память не "разбужена", медленнее развиваются и гораздо труднее адаптируются в жизни и в обществе).
Авторство данного открытия (о связи музыкально-текстового содержания колыбельных песен с генетической памятью ребенка) принадлежит И.Карабулатовой, долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири.
Посредством песен в т.н. просоночных состояниях психики происходит обучение ребенка всему тому, что его окружает. Дети, засыпавшие под колыбельные песни, по достижении взрослого возраста становятся более успешными и устойчивыми в жизни.
Аудиозаписи национальных колыбельных используются при лечении самых разнообразных психосоматических недугов у взрослых.
Колыбельные песни воссоздают мир детства в памяти взрослых людей, способствуя утилизации стрессовых ситуаций. К тому же эти песни на подсознательном уровне подбираются к "корням” столь распространенных психических нарушений, как синдром дефицита внимания (СДВ) и алекситимия (см. выше), и борются с ними.
Недополучение в детском возрасте родительской (особенно материнской) любви, обусловившее развитие этих недугов, в какой-то мере компенсируется при восприятии колыбельных песен.
Божественная природа звучания колоколов
• Колокольный звон с успехом лечит целый ряд психических и психосоматических заболеваний.
• Звучащие колокола кроме слышимых человеческим ухом частот излучают ультра- и инфразвуковые волны
• Шведские, Российские и др. ученые открыли, что звуки колокола убивают болезнетворные вирусы (в частности, возбудителей тифа, гепатита и гриппа и др.), оказывают на организм человека омолаживающее действие, повышает иммунитет, изгоняет грызунов.
• Звонари не болеют простудными заболеваниями.
• Звук целителен для всякой живой клетки, а шум ее разрушает. Колокольный звон экологичен.
Этномузыкальная психотерапия:
• Прослушивание музыки: этника, детские песенки, былины, звоны
• Рисование под музыку
• Музыкальное сопровождение
• Пение
• Надежды маленький оркестрик
Конечно, это очень короткое изложение основных тезисов.
Более подробную информацию, с прослушиванием музыки, я даю на занятии для родителей по музыкотерапии.
Если у вас есть желание - записывайтесь в группу по электронной почте abachova@rambler.ru и мы вместе не только узнаем много нового интересного и полезного, но и оздоровимся, прослушивая эксклюзивные записи колокольных звонов, былин, звучащих под гусли и, конечно, настоящих этнических колыбельных.
| |
Просмотров: 2611 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |